Постоянная экспозиция

EN
Часы работы
  • Воскресение-четверг: 12:00–22:00 (касса до 21:00)
  • Пятница: 10:00–15:00 (касса до 14:00)
  • Суббота и еврейские праздники: выходные
  • Купить билеты
Контакты
EN
Для просмотра Постоянной экспозиции разверните мобильное устройство на 90 градусов
Постоянная экспозиция
Постоянная экспозиция музея включает 12 тематических пространств, каждое из которых соответствует определенному периоду мировой и российской истории.

Здесь можно познакомиться с рецептами традиционной еврейской кухни, посидеть за одним столом с Шолом-Алейхемом, послушать запись исполнения Евгением Евтушенко поэмы «Бабий Яр», зайти в квартиру 1970-х годов узнать, о чем беседовали на кухне жившие в те времена евреи.
В экспозиции музея посетителей встретят не только консультанты, готовые помочь сориентироваться и показать, как работают интерактивные экспонаты, но и постоянные «жители» — образы людей ушедших времен.

Чтобы персонажи выглядели достоверно, скульпторы работали с историческими фотографиями. Рядом с этими фигурами можно фотографироваться, не боясь их испортить: готовые гипсовые отливки покрыты стеклохолстом, эпоксидной смолой и краской.
Еврейское местечко (штетл) — центральное пространство музея. Отсюда можно попасть в залы, посвященные разным периодам жизни евреев в России.
Границы местечка определяют выстроенные в две линии стенды раздела «Иудаизм — живая религия». Они словно оберегают штетл от внешнего воздействия. Повернувшись к ним спиной, можно обнаружить идущую по всему периметру музея ленту времени, где представлены основные события еврейской, российской, и мировой истории. Таким образом, в музее выделяются две линии экспозиции, и основа каждой из них — время.
В одном случае — линейное, историческое, в другом — время традиции: круг жизни и цикл еврейских праздников. Историческим периодам соответствуют аналитические карты, мониторы «Еврейские судьбы», рассказывающие историю в лицах, а также интерактивные инсталляции, скрытые в боковых залах за стендами с исторической хроникой.

Кинотеатр «Начало»

Кинотеатр «Начало»
Фильм «Истоки»
открывает основную экспозицию. Формат 4D позволяет не только увидеть библейские рассказы, ставшие яркими и объемными, но и почувствовать брызги воды Красного моря, ветер пустыни и даже стрекотание насекомых.
Еще один фильм, который можно посмотреть в этом кинотеатре, — «Путешествие в прошлое». Он демонстрируется при помощи очков виртуальной реальности VR 360 с дополнительными спецэффектами. Тема фильма — устройство Второго Иерусалимского храма, центра религиозной и культурной жизни еврейского народа. 
Разрушенный римлянами в начале новой эры, храм продолжает быть важным символом для евреев. Его описание и упоминания о нем сохранились в священных текстах, мидрашах, исторических сочинениях и молитвах. Модель храма, показанная в фильме, кропотливо разрабатывалась на основании дошедших до нас письменных источников и современных археологических данных.

Миграции: еврейская диаспора — жизнь в рассеянии

Миграции: еврейская диаспора — жизнь в рассеянии
Значительная часть еврейской истории — это эпоха галута. Галутом (иврит — «изгнание») называют вынужденное пребывание еврейского народа вне Эрец-Исраэль. Обычно так называют период со времени разрушения Второго храма до создания Государства Израиль в XX веке.
Уникальность еврейской диаспоры состоит в том, что в течение длительного периода своей истории абсолютное большинство евреев оказалось оторвано от исторической родины, но сохранило религию и культуру. Этнокультурное многообразие, как и уникальность историй отдельных общин, сложно переоценить.
Здесь можно в буквальном смысле прикоснуться к одному из еврейских языков — идишу. Этот живой разговорный язык с богатой историей уже в XII веке можно было услышать на еврейских улицах Германии, Франции, затем Польши и Литвы, а еще позже — в местечках Российской империи. Если на экране соединить две части фразы, можно услышать пословицу, шутку или народное проклятие.

Иудаизм — живая религия

Иудаизм — живая религия
Иудаизм — одна из древнейших монотеистических религий.
Эта линия экспозиции знакомит с религиозной еврейской традицией. Уникальная коллекция предметов иудаики раскрывает мир символов и образов еврейской культуры. Здесь же показано, как принято отмечать еврейские праздники. Об истории формирования Талмуда, сложностях его перевода, многовековой полемике, которая велась вокруг этого текста, и многом другом можно узнать из интерактивной инсталляции в виде книги. Она основана на видео-диалогах двух мальчиков. Выбранный формат иллюстрирует традиционный способ изучения еврейских текстов в паре — хевруту.

Штетл: Еврейское местечко

Штетл: Еврейское местечко
Центр экспозиции музея — штетл. Из местечек вышла культура евреев Восточной Европы. Маленький штетл мог казаться целым миром для его обитателей. Человек жил в местечке всю жизнь и выбирался из него разве что на ближайшую большую ярмарку. Особо престижным считалось поселиться в центре возле базарной площади.
В нашем штетле можно не просто прогуляться по рынку с бойкими торговками, но и заглянуть в гости к местным жителям и даже посетить хасидский молельный дом — штибл. В штибле для посетителей подготовлена настоящая энциклопедия хасидизма, представленная в доступной и увлекательной форме.
Еще один важный центр еврейской жизни — синагога. Синагогу, в понимании традиционного еврейства, нужно посещать регулярно. Мал ты или велик, богат или беден — все изучают Тору. В жизни местечка на этом строился уклад жизни, и прежде всего — воспитание и образование. 

Города и дали: евреи в Российской империи

Города и дали: евреи в Российской империи
Зал «Города и дали» приглашает побывать в одесском кафе «Фанкони». Яков Фанкони открыл заведение в далеком 1872 году на углу Екатерининской и Ланжероновской улиц. В свое время здесь можно было встретить Ивана Бунина, Александра Куприна, Антона Чехова, Владимира Маяковского, Федора Шаляпина, Исаака Бабеля, Илью Ильфа. Некоторое время организатором мероприятий здесь работал Леонид Утесов.
Посетители могут посидеть за столиками с видными деятелями еврейской культуры — мемуаристкой Полиной Венгеровой, писателем Шолом-Алейхемом, философом и лидером сионистского движения Леоном Пинскером и историком Семеном Дубновым.
Гости получают возможность познакомиться с видеороликами и статьями об исторических процессах, в корне изменивших российское еврейство за считанные десятилетия рубежа XIX и XX веков. После просмотра роликов можно принять участие в общем голосовании, ответив на один из непростых вопросов, с которыми сталкивались российские евреи в ту эпоху.

Война и революция: потрясения и перемены

Война и революция: потрясения и перемены
Для российского еврейства начало XX века ознаменовалось таким количеством событий и перемен, что показать и объяснить их все не под силу не только одному залу, но и целому отдельному музею. Зал раскрывает перед нами бурную общественную и политическую жизнь эпохи.
Мозаика событий тех лет представляется на интерактивных экранах через биографии деятелей искусства, газетные вырезки, картины Марка Шагала и даже через комментарии к речи Ленина.

Советский Союз

Советский Союз
Окончание Гражданской войны и полная победа большевиков в корне изменили положение евреев в России. С одной стороны, их часто ожидала безработица и статус «лишенцев» (поражение в правах некоторых групп населения, согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов) — его автоматически получали многие евреи, занимавшиеся частным бизнесом или имевшие наемных работников.
Но, с другой стороны, новое государство давало новые возможности. Евреи начали участвовать в переселенческих программах, переезжая в сельскохозяйственные поселения, а также искать лучшей доли в сфере управленческой деятельности в госаппарате, промышленности, в области искусства и науки.
Все многообразие еврейских судеб в молодом государстве демонстрирует интерактивный стол в форме пятиконечной звезды. Нажимая на фотографию любого героя, можно получить справку о его биографии. На столбах, окружающих звезду, — несколько хроникальных фильмов, иллюстрирующих эпоху: здесь борьба с религией, еврейские колхозы как часть процесса коллективизации, быстрое индустриальное развитие страны и много других сюжетов.
В этом же зале представлен стенд с уникальным документом — секретным отчетом будущего премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона для Гистадрута (еврейской Всеобщей рабочей федерации в подмандатной Палестине) об участии во Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке и в целом о визите в СССР.
Этот текст содержит массу сведений и подробностей о состоянии сионистского движения в СССР в начале 1920-х годов, о формировании еврейских сельскохозяйственных поселений и ряде других тем.

Холокост и Великая Отечественная война

Холокост и Великая Отечественная война
Самый большой панорамный экран музея открывает перед посетителями трагические события Второй мировой войны и Холокоста. Перед экраном разворачивается пейзаж, сменяющий сезоны, а справа от него расположены танк Т-34 и самолет У-2 (По-2). В зале можно узнать о судьбах евреев в Красной армии и о тех, кто оказался в лагерях и гетто, о героях сопротивления. 
По залу расставлены аудиостойки с песнями и стихами военных лет, включая запись чтения «Бабьего Яра» в исполнении Евгения Евтушенко. Также одна из стоек транслирует Симфонию № 13 — произведение Дмитрия Шостаковича, написанное по мотивам этого стихотворения. Представленные в экспозиции личные письма и жизненные истории разных людей показывают, как преломлялись в их судьбах исторические события.
Интерактивный центр «Война и Холокост: размышления о прошлом и будущем» создан в партнерстве с Мемориальным комплексом истории Холокоста «Яд Вашем». В основе лежит мысль, что через обсуждение можно приблизиться к истине.
В интерактивном центре представлено 19 сложных вопросов о том, как могла произойти Катастрофа, почему она стала возможной и насколько вероятно ее повторение. На них дано более сотни ответов исследователей, религиозных лидеров, общественных деятелей, рассматривающих темы под разными углами зрения, чтобы вызвать у посетителей желание найти свой собственный ответ.

Послевоенный период: от катастрофы к возрождению

Послевоенный период: от катастрофы к возрождению
Зал послевоенного периода позволяет пройти по коридору событий тех непростых лет: возвращение к мирной жизни — надежды на лучшее — новая волна репрессий — смерть Сталина — оттепель.
На стене основного коридора находится секция «Архив КГБ», стилизованная под настоящие архивные папки.
Это интерактивная инсталляция: часть папок в архиве можно выдвинуть с полки, полистать копии документов. Здесь находится, например, сопровождаемый комментариями Сталина знаменитый доклад Андрея Жданова, ставший отправной точкой в кампании против «безродных космополитов». Помещены здесь также личные дела членов Еврейского антифашистского комитета с выдержками из обвинительных приговоров и документы, связанные с фабрикацией «дела врачей» и организацией их травли в прессе.
Секция «Лубянская тюрьма» представляет собой воссозданную на основании воспоминаний, документальных свидетельств и фотографий камеру внутренней тюрьмы органов советской госбезопасности на Лубянке, в которой содержались политические заключенные.
Затем посетитель попадает в типичную советскую квартиру 1970-х годов. Жители этой квартиры ведут привычный им образ жизни: слушают «Голос Америки», смотрят телевизор, рассказывают анекдоты на кухне, ждут посылки от эмигрировавших родственников.
Третья инсталляция показывает совсем другую жизнь советских евреев —тех, кто, вопреки официальной идеологии, хотел вернуться к своим корням: выучить иврит, познакомиться с национальной культурой, а то и вовсе уехать в Израиль.
Из-за недовольства властей и их противодействия встречи по изучению еврейской культуры приходилось проводить в условиях конспирации. Некоторые из желавших эмигрировать не могли получить выездную визу и становились «отказниками». О том, как это было, рассказывают герои фильма «Голоса в лесу».

От перестройки до наших дней

От перестройки до наших дней
Для Советского Союза 1985 год стал началом политической либерализации, предпринятой Михаилом Горбачевым. Существенное ослабление государственной цензуры и других форм надзора способствовало возрождению еврейской культуры, образования и религии.
Тематический павильон «От перестройки до наших дней» — логическое завершение интерактивной экспозиции музея. В кинозале демонстрируется фильм о переломном этапе новейшей истории России.
На панорамном экране перед зрителем разворачиваются события, которые сопутствовали становлению нового государства: от эпохи «застоя» к периоду перестройки и далее — до настоящего времени.
Путч 1991 года и конституционный кризис 1993-го спровоцировали кардинальные изменения в политике и экономике страны, которые одних вдохновляли, а другим внушали беспокойство.
В фильме «От перестройки до наших дней» своими воспоминаниями об этом периоде истории России и ее еврейской общины делятся: Анна Адамская, Виктор Вексельберг, Алексей Венедиктов*, Борух Горин, Феликс Дектор, Михаил Идов, Сэм Клебанов, Андрей Макаревич*, Лев Рубинштейн, Николай Сванидзе, Михаил Членов и другие.

Проект реализован при финансовой поддержке Германа Борисовича Хана.

* Выполняет функции иноагента.