EN
Часы работы
  • Понедельник — четверг, воскресенье: 12:00–22:00
  • Суббота: 18:00–22:30
  • Пятница и еврейские праздники: выходные
  • Купить билеты
Контакты
EN
Ридинг-группа «Манифесты авангардного искусства»
.08.02.17

Ридинг-группа «Манифесты авангардного искусства»

Семинары по чтению и анализу ключевых манифестов художников авангарда.

Семинары по чтению и анализу ключевых манифестов художников авангарда.

В рамках научной программы Центра авангарда Еврейского музея с 14 февраля 2017 г. начнутся встречи ридинг-группы – семинара по чтению и анализу ключевых манифестов художников авангарда. 

Программа ридинг-группы состоит из нескольких частей – так называемых циклов чтений, посвященных определенной области в экспериментальном искусстве XX века и ее теоретическому осмыслению. Темы циклов чтений:
• Василий Кандинский как теоретик абстрактного искусства;
• От итальянского футуризма и французского кубизма к русскому кубофутуризму;
• Казимир Малевич и Пит Мондриан. Диалог теорий. Супрематизм и неопластицизм;
• Манифесты экспрессионизма;
• Манифесты Дада: к вопросу «антиискусства»;
• Манифесты сюрреализма, теория сюрреалистического образа и автоматическое письмо;
• Взаимодействия французского и русского литературного авангарда. Взаимодействие живописи и поэзии. Текста и образа в первой половине XX века.

На ридинг-группе будут обсуждаться тексты русских, французских, немецких и американских художников авангардистов. Начав с основных манифестов и трактатов в контексте европейской мысли, участники попытаются приблизиться к выяснению системообразующих элементов теории и практики художественного и литературного авангарда. Встречи и обсуждение задуманы как среда для создания научно-исследовательской базы дальнейших исследований в области авангардного искусства.
Участникам ридинг-группы предлагается самостоятельно прочесть предложенные тексты (ключевые манифесты художников авангардистов) и принять участие в их коллективном обсуждении.

ЦИКЛ I. Василий Кандинский как теоретик абстрактного искусства.
Василий Кандинский - один из крупнейших художников XX века, определивших образ искусства прошедшего столетия. Деятельность Кандинского не ограничивалась созданием живописных произведений, на протяжении всего своего творческого пути он занимался теоретическими исследованиями в области искусства. Основной свой программный труд - книгу «О духовном в искусстве» Кандинский̆ написал еще в 1910 году в Мюнхене на немецком языке (через год издана на русском). В 1911 году Кандинский организует в Мюнхене сообщество художников «Синий всадник», в которое входили: Франц Марк, Аугуст Маке, Давид Бурлюк, Арнольд Шенберг, композитор и художник. В течение нескольких лет Василий Кандинский записывал свои мысли и наблюдения. Эти записи являются основой его книги.

14 февраля. 19:30
Вводное занятие ридинг-группы «Манифесты авангардного искусства»
На первом занятии группы будет представлена программа ридинг-группы и первого тематического цикла чтений «Василий Кандинский как теоретик абстрактного искусства».

 7 марта. 19:30
«О духовном в искусстве» в контексте немецкой науки об искусстве. Часть 1.
Первые два занятия ридинг-группы (14 и 28 февраля) будут посвящены изучению книги «О духовном в искусстве» и рассмотрению ранних текстов и теоретических обоснований абстрактной живописи Василием Кандинским на фоне развития европейской мысли (немецкой формальной школы искусствоведения).
Чтение: «О духовном в искусстве»;«Абстракция и вчувствывание» (1908) Вильгельм Воррингер 

 14 марта. 19:30
«О духовном в искусстве» в контексте немецкой науки об искусстве. Часть 2.

21 марта. 19:30
«Наука об искусстве» Василия Кандинского и ГАХН.
События 1917 года кардинально изменили судьбу Василия Кандинского. С первых дней революции Кандинский включился в художественную жизнь страны. В июле 1918 он стал сотрудником Народного комиссариата просвещения, членом Коллегии отдела изобразительного искусства, Главным мастером Свободных государственных мастерских, одним из основателей Института художественной культуры и руководителем секции монументального искусства. Кандинский продолжил свои теоретические исследования и разрабатывал программу для ИНХУКа и ГАХНа. Главная задача его программы заключалась в исследовании «основных элементов» искусства и анализа взаимоотношений средств выразительности трех его видов: живописи, музыки и танца.

Чтение: «Ступени. Текст художника» в контексте исследований коллег Кандинского по ГАХН. (Дополнительная литература: спец. номер журнала «Логос» (№2, 2010) и Плотников Н. «Эстетические дискуссии 1920-х гг.: Из истории ГАХН» / НЛО № 134, 2015

Дополнительно: Первая часть задания. В. Кандинский. К вопросу о формеВ. Кандинский.О Точке. О Линии
Вторая часть задания: 
Райнер Грюбель. «Красноречивей слов иных/Немые разговоры»; Понятие формы в сборнике ГАХН «Художественная форма» (1927) в контексте концепций Густава Шпета, русских формалистов и Михаила Бахтина (номер журнала "Логос", посвященный ГАХНу - №2 за 2010 год).  


28 марта. 19:30
Теоретические изыскания позднего Кандинского (Баухауз и французский период)
В 1921 году Василий Кандинский получает приглашение преподавать в новом учебном центр Германии – Баухаузе, основанном в 1919 году в Веймаре архитектором Вальтером Гропиусом. В конце декабря 1921 года Кандинский отбывает в Германию для налаживания культурных связей между Россией и Германией. Художнику не суждено было вернуться в Россию.
Чтение: «Точка и линия на плоскости».

ЦИКЛ II. От итальянского футуризма и французского кубизма к русскому кубофутуризму

11 апреля. 19:30
От итальянского футуризма ифранцузского кубизма к русскому кубофутуризму

Чтение:“Обоснование и манифест футуризма” Филиппо Томмазо Маринетти.
Обсуждение текста и значения манифеста в мировом художественном движении. От национальной специфики к транснациональным основаниям футуристического движения.

16 мая. 19:30
«Манифесты русских футуристов»
Чтение: “Учитель и ученик. О словах, городах и народах”( В. Хлебников) , “Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Лучисты и будущники. Манифест” ,  “Почему мы раскрашиваемся Манифест футуристов” (И. Зданевич, М..Ларионов)
(Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. – М., Наследие, 2000. – 480 с.)

23 мая. 19:30
Кубизм Орфизм Пуризм. Статьи и манифесты французских художников
Обсуждение проблемы цвета и композиции в живописи после открытий постимпрессионистов и фовистов.
(Франтишек Купка.««La création dans les arts plastiques» .1923; Робер Делоне. О свете (1912) и др. работы)

ЦИКЛ III. Казимир Малевич и Пит Мондриан. Диалог теорий. Супрематизм и неопластицизм.

30 мая. 19:30
Пит Мондриан и теории «DeStijl»

13 июня. 19:30
Казимир Малевич кактеоретик искусства
Анализ избранных статей из полн. собр.соч.

20 июня. 19:30
Основополагающие тексты художников конструктивистов. К проблеме “Супрематизм» vs «Конструктивизм»

ЦИКЛ IV.  Манифесты экспрессионизма.

27 июня. 19:30
Альфред Деблин, Казимир Эдшмид. «Манифесты экспрессионизма». Журнал «Sturm», от «Моста» к Паулю Клее

4 июля. 19:30
О существовании русского экспрессионизма (в живописи и литературе). К постановке проблемы
 

Модератор: Константин Плотников – искусствовед, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН. 


НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ В 19:30.

Контакты

  • E-mail: ec@jewish-museum.ru
  • Телефон: +7 (495) 645‑05‑50
  • Наш адрес:
    Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущевского переулка)
  • График работы: Понедельник — четверг, воскресенье: 12:00 – 22:00 / Суббота: 18:00 – 22:30 Пятница и еврейские праздники: выходные
Как добраться