Предпосылкой строительства ставшего иконическим для Москвы гаража стала регулярная автобусная навигация по городу, запущенная в 1924 году. Для этого Московское коммунальное хозяйство закупило в Великобритании первую партию автобусов «Лейланд», курсирующих по исторической первой «дачной» линии, уже через три года транспортных линий стало 16, а городской автобусный парк увеличился до 130 машин.
Стремительно растущая транспортная система дала начало абсолютно новому типу городской архитектуры — гаражному строительству с разработанным на тот момент «лекальным» проектом манежного типа. Пластической революцией Константина Мельникова является отказ от используемой модели, взамен которой архитектор выдвинул принципиально новый архитектурный план в виде гигантского вытянутого с Востока на Запад параллелограмма, дающего возможность парковать автобусы в один ряд под углом друг к другу. Это позволило осуществлять свободный выезд транспорта без использования тогда еще недоступного заднего хода. Проект недавно вернувшегося из Парижа архитектора, чей деревянный павильон на Выставке современной и архитектурной промышленности (1925) произвел настоящий фурор, после экспертизы утвердили, и с этого момента началась практически вековая история Бахметьевского гаража.
Следуя функциональным потребностям здания, Константин Мельников разработал разные, утилитарно отвечающие каждому из четырех фасадов архитектурные решения, спроектировал шесть напоминающих приоткрытую книгу центральных въездов-портов, обозначенных уникальным авторским шрифтом.
Для создания металлических конструкций внутри колоссального по масштабам гаража – более 8500 квадратных метров — архитектор лично обратился к живому классику инженерной мысли — Владимиру Шухову, который придумал и осуществил визуально легкую, «ажурную» конструкцию трехнефного пространства, несущего гигантскую крышу гаража при помощи 18-ти изящных колонн и лишь необходимым минимумом металлических конструкций. Результатом союза двух гениев стал преодолевший рамки функциональной городской застройки Бахметьевский гараж — памятник конструктивизма, своими масштабами, новаторскими пластическими идеями и историей, наделенный культовым значением для всей архитектуры русского авангарда
Увы, участь многих архитектурных шедевров ждала и Бахметьевский автобусный парк, чье аварийное состояние к концу ХХ века поставило здания под угрозу исчезновения. В 2002 году Еврейская община, которой власти города за год до этого передали помещения гаража в безвозмездное пользование, инициировала масштабные реставрационные работы под руководством архитектурного бюро Алексея Воронцова. Результатом поэтапной и деликатной реставрации с максимальным вниманием к неутраченным историческим деталям стало сохранение в первоначальном виде внутренней планировки здания, частичной штукатурной отделки, главных въездов с восточного фасада. Все это позволяет говорить о возрождении Бахметьевского гаража, вернувшего себе былое архитектурное величие и ставшего домом для современного, высокотехнологичного культурно-образовательного комплекса Еврейского музея и центра толерантности.