Фреди Перлман. Против Его-истории. Против Левиафана
В рамках цикла лекций и скайп-интервью «Чего хочет еврей? или Что думают об иудаизме еврейские интеллектуалы 21 веке?».
Очередная встреча цикла «Чего хочет еврей? Еврейские интеллектуалы XXI века об иудаизме» будет посвящена профессору, виолончелисту и мотоциклисту Фреди Перлману (1934-1985).
Фреди Перлман
Как память о золотом веке влияет на рациональные способности Гесиода и Моисея? С какой целью или руководствуясь какой интуицией кочевые монголы разрушали инфраструктуру покоренных городов и не восстанавливали ее? В каком смысле можно вырваться, при помощи критической теории, из паутины, о которой известно, что вырваться из нее невозможно? Второй доклад цикла «Чего хочет еврей? Еврейские интеллектуалы 21 в. об иудаизме» посвящен идеям профессора, виолончелиста и мотоциклиста Фреди Перлмана (1934-1985), исследователя махновского движения и автора английского перевода «Общества спектакля» Ги Дебора, главной книги 68го года, родившегося в городе Брно в Чехословакии, американского философа-постанархиста, антицивилизациониста еврейского происхождения, сильно опередившего культурные тренды своего времени, автора культовой книги «Против Его-истории. Против Левиафана» (1983) (в оригинале игра слов: вместо «history» Перлман слышит «his story»), своего рода «библии» анархо-примитивизма. Перлмана можно считать одним из пионеров DIY(DoItYourself)-движения, с другой стороны, он создал то, что сегодня называют «глубокой экологией». Перлман - основоположник нетехнологически-ориентированной анархической традиции, или «зеленой анархии». Раньше других проблематизировал законность оценки, согласно которой сельскохозяйственное, технологическое и торговое общества безусловно лучше, эффективнее и гуманней обществ охотников и собирателей. Задолго до Джона Зерзана и популярных сегодня объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана, социологии вещей Бруно Латура и космополитики Изабеллы Стенгерс заговорил о необходимости осознания глубокой взаимопереплетенности человеческого и нечеловеческого миров для гармонизации политэкономических процессов. Эксплуатация, по его мнению, должна отсутствовать не только между людьми, но также между людьми и планетой.
Мы обратимся к тексту «Против Его-истории», описывающему процессы «левиафанизации» различных регионов человеческого общества, эволюцию и устройство разных видов левиафанов, описываемых Перлманом, в зависимости от их свойств, в качестве осьминогов, червяков и других неприятных и скользких тварей. Мы попробуем прояснить значение странной, повсюду присутствующей в тексте, тождественности, зеркальности обычно не сближаемых фигур Левиафана и Голема, позволяющей автору называть Левиафана «искусственным человеком».
Через два года после публикации «Левиафана», в 1985, Перлман публикует текст «Машина против сада. Два эссе об американских литературе и культуре», переносит тяжелую операцию на сердце и умирает. Лоррейн, его жена, исколесившая с ним на скутере, автомобиле и других средствах передвижения в буквальном смысле пол-планеты, пишет биографию Фреди, «Владея немногим, многим будучи».
Рассказывают, что, работая в университете Западного Мичигана во второй половине 60х, Перлман решил разрешить студентам самим вести занятия и ставить друг другу оценки, чем вызвал ярость большей части профессорско-преподавательского состава. Еще говорят, что он не считал себя «анархистом», т.к. любые «измы» казались ему безусловной левиафанизацией. «Единственный –ист, которым я согласен быть, - говорил он, - виолончелист».
К прочтению предлагается: Fredy Perlman. Against His-Story, Against Leviathan! 1983.
Ведущий:
Серж Степанищев, к.филос.н., сотрудник Института философии Российской академии наук, преподаватель Мастерской индивидуальной режиссуры Б.Юхананова, ведущий рубрики о новейшей философии в журнале FURFUR, автор книг: «Внутренность без внешности. Феноменология не/очень естественного», 2014, «Пустота включает в себя пустоту», 2014; закончил филос. ф-т МГУ, защитил диссертацию «Этический рационализм Э.Левинаса в контексте феноменологической традиции» в 2010 г. по специальности «история философии» в МПГУ.
Архив событий можно посмотреть на youtube канале Музея.
Расписание
19 февраля 2017 (19:00)
Контакты
- E-mail: ec@jewish-museum.ru
- Телефон: +7 (495) 645‑05‑50
- Наш адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущевского переулка)
- График работы: Понедельник — четверг, воскресенье: 12:00 – 22:00 / Суббота: 18:00 – 22:30 Пятница и еврейские праздники: выходные