Из архива Госфильмофонда: советский научно-популярный фильм 1940-х гг. Часть 2
Совместная программа кинопоказов из программ II Московского международного фестиваля архивных фильмов с Госфильмофондом России, посвященная научно-популярному кинематографу.
Совместно с Госфильмофондом России Еврейский музей и центр толерантности проведет кинопоказы с обсуждением советского научно-популярного кино из программы II Московского международного фестиваля архивных фильмов «Послевоенное научно-популярное: пространство эстетической свободы».
Сеанс представит автор программы «Послевоенное научно-популярное: пространство эстетической свободы» Семен Дымшиц, историк кино, магистрант Европейского университета. После показа состоится обсуждение фильмов.
Послевоенное сталинское правление — период ужесточения эстетической цензуры. В особенно тяжелой ситуации в этот момент оказалось кино — наступило так называемое малокартинье. Объемы производства ограничивались, устанавливался жесткий контроль над всеми этапами создания игровых фильмов. Именно в этих условиях снимались практически неизученные и неизвестные современному зрителю научно-популярные картины, в которых разрабатывались выразительные средства и использовался визуальный язык, казалось бы, невообразимый для тех лет. Многие талантливые авторы находили в научно-популярном кино убежище и полигон для своих художественных опытов.
Посмотрим фильмы:
«Лесная быль», СССР, 1949 г., реж. А. Згуриди
«Лесная быль» — своего рода социалистический бестиарий. Фильм наделяет животных добродетелями и пороками советского гражданина. Монтаж выстраивает разрозненную документальную съемку в связный повествовательный сюжет, поведение животных — в заранее прописанную антропоморфизированную историю. Один из кадров фильма воспроизводит картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», являя пример запоздалого «пикториализма».
«Как мы видим», СССР, 1947 г., реж. П. Шмидт
Зрение — одна из центральных проблем кинематографа как вида искусства, которая становилась предметом рефлексии во многих произведениях киноавангарда. Научно-популярные фильмы на «оптическую» тему давали режиссерам и сценаристам широкое пространство для формальных экспериментов. Яркий пример тому — фильм «Как мы видим». Он сочетает в себе сложные комбинированные съемки и развернутые мультипликационные эпизоды — один из редких ранних примеров включения «игровой» мультипликации в научно-популярное повествование.
Возраст: 16+
Изображение: кадр из фильма «В песках средней Азии» (1942, реж. А. Згуриди), Госфильмофонд России
Расписание
25 июня 2023 (19:30)
КОНТАКТЫ
- E-mail: ec@jewish-museum.ru
- Телефон: +7 (495) 645‑05‑50
- Наш адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущевского переулка)
- График работы: Понедельник — четверг, воскресенье: 12:00 – 22:00 / Суббота: 18:00 – 22:30 Пятница и еврейские праздники: выходные