Программа для подростков Avant-Garde UPGRADE: Поэзия
ВНИМАНИЕ: Занятия по курсу отменены
Программа «Avant-Garde UPGRADE» – новая ступень в понимании языка искусства, это возможность познакомиться с достижениями русского и европейского авангарда, изучать логику художественных процессов ХХ и ХХI века, создавать собственные проекты и проводить мини-исследования. Занятия рассчитаны на подростков в возрасте от 12 до 17 лет.
На занятиях мы будем разбирать радикальные поэтические практики XX-го века. Мы увидим, как поэзия, потерявшая четкие границы, находила новые возможности в смежных областях искусства – в музыке, театре и живописи; как ритм, недавно определяемый регулярной закономерностью, высвободился от установленных критериев, как вместо цельных слов поэзия обратилась к звукам и визуальным знакам. От разрыва с каноном к разрыву с текстом – в рамках лаборатории мы рассмотрим историю поэтических революций XX-го века и попытаемся понять, что определяет "поэтическое" сегодня
Темы занятий:
День 1. Кризис стиха
С середины XIX века в поэзии назревает масштабный кризис. С одной стороны, появляется новый жанр «стихотворения в прозе», который ставит под сомнение привычное типологическое разделение на «прозу» и «поэзию». С другой, в 50-ых годах в Америке и в конце 70-ых во Франции появляется так называемый «верлибр» – свободный стих, не ориентирующийся ни на какие установленные закономерности (количества слогов, ударений и т.п.). Студентам будет предложено поразмышлять о том, как определяется поэтический ритм, не сводимый более к метрической системе; и что в ситуации отказа от классического стиха становится критерием именно поэтической речи.
День 2. Поэзия «речетворцев»
Лидеры авангардистских течений предлагают целую панораму различных фонетических стихов – стихов, состоящих не из привычных общеупотребительных слов, но из сочетаний разрозненных звуков. Мы разберем различные примеры такого рода поэзии – от «зауми» будетлянина Алексея Крученых до «поэзии без слов» дадаиста Хуго Балля. На занятии студентам будет предложено примерить на себя роль речетворцев и поэкспериментировать в области звукопоэзии.
День 3. Стихокартины
Визуальная поэзия – еще одна новая перспектива в расширении границ поэзии, предложенная поэтами авангарда. Мы разберем различные опыты в этой сфере: «Калиграммы» Гийома Аполлинера, в которых форма стихотворения визуально иллюстрирует свои ключевые образы, дадаистские стихотворения, имитирующие типографское оформления афиш, рисованные футуристические стихотворения, а также «Железобетонные поэмы» Василия Каменского. Студентам будет предложено, совмещая роли художника и поэта, создать свои «стихокартины».
День 4. Встреча зонтика и швейной машинки
Еще одной важной реформой, осуществленной поэтами авангарда, была разработка новых возможностей создания поэтического образа. Если классическая метафора создавалась «по cходству» (как говорил об этом Маринетти: «сравнение фокс-терьера с маленькой чистокровной»), то новая образность создается благодаря сближению несовместимых реальностей («фокс-терьер и кипяток», по Маринетти). На занятии мы разберем стихи ОБЭРИУ и сюрреалистов, студентам будет предложено поупражняться самим в написании стихов, сближающих несближаемое.
День 5. Слово и жест/ слово-жест
Мы поговорим о значении жеста в авангардистской литературе, о том, как декламировали свои стихи футуристы и дадаисты, какой специфической пластикой они сопровождали чтение. Может ли само слово стать жестом в поэзии? И как перенести телесную пластику на типографскую страницу, чтобы сделать текст «партитурой» выступления? Во время занятия студентам будут показаны архивные аудио- и видеозаписи выступлений поэтов, по мотивам которых мы создадим собственные чтения-перформансы.
День 6. Звучащая поэзия
От звуковых экспериментов раннего авангарда мы перейдем к изучению поэтических экспериментов 1940-ых-1960-ых. Поговорим о поэтической переработке уличных шумов (и даже шумов, производимых телом) «сонорными поэтами», о «песенной поэзии» американских битников, о саунд-поэзии и ее работе со звукозаписывающей техникой. Может ли поэзия быть записана лишь на звуковом носителе и не иметь текстового аналога? Может ли шум называться поэтическим? Мы прослушаем записи различных экспериментов и попробуем создать свою шумовую/звуковую поэзию.
День 7. Поэзия и молчание/ Поэзия молчания
С конца XIX-го века поэты осмысляют значение белого пространства страницы и делают пробелы таким же важным поэтическим элементом, как и слово. Пауза, молчание, тишина становится частью стиха, так в пространство стиха включается момент невыразимости, сомнения, прерывания мысли. Акцентирование белого пространства при этом меняет внешний облик самого текста, фрагменты которого оказываются свободно разбросанными по странице. На занятии мы проанализируем различные стихотворные опыты – Стефана Малларме, Пауля Целана, Сэмюэля Беккета и Геннадия Айги – которые можно назвать «поэзией молчания», и сами поэкспериментируем с написанием стихотворений, в которых тишина оказалась бы говорящей.
Занятия проводятся по воскресеньям в 13:00, старт – 3 марта
Продолжительность курса - 7 занятий
Преподаватель: Ника Голубицкая – филолог, специалист по поэзии французского авангарда, магистр французской литературы (Université Paris-VIII), аспирант филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Генеральный партнер программы
Расписание
03 марта 2019 (13:00)
КОНТАКТЫ
- E-mail: info@jewish-museum.ru
- Телефон: +7 (495) 645‑05‑50
- Наш адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущевского переулка)
- График работы: Воскресенье — четверг: 12:00 – 22:00 / Пятница: 10:00 – 15:00 Суббота и еврейские праздники: выходные