Вера Ермолаева - ученица Малевича, жизнь и творчество
Лекция в рамках программы второго академического курса «Казимир Малевич и его круг».
Вера Ермолаева – одна из самых малоизученных фигур в русском изобразительном искусстве первой половины ХХ века. Безграничное уважение к ней со стороны современников-коллег, признанных и прославленных, множество ссылок и упоминаний, связанных как с ее творчеством, так и с ее особой ролью во многих начинаниях русского авангарда, - все это до недавнего времени было несоразмерно ее известности и месту, которое она занимает в истории развития русского искусства. Художественная критика на протяжении десятилетий позволяла существовать Ермолаевой лишь в пространстве текста, но не в ареале художественной культуры. Эта оценка художнику, опосредованная через текст, лишала возможности открытия - непосредственного контакта с ее творчеством.
Положение изменилось в 1972 году, когда стараниями ленинградского исследователя русского авангарда Евгения Ковтуна была проведена ее первая персональная выставка. Миф о Ермолаевой, бытовавший в рамках ограниченного круга ее почитателей, стремительно перерастал в объективную реальность, в аксиому: ее творчество – незаурядное явление.
Судить в полной мере об искусстве Ермолаевой мы можем по едва сохранившейся части ее наследия. О том, какая это часть, никому не дано знать. Немногочисленные образцы ее живописного мастерства отражают лабораторный характер ее пластических исследований, сложный мир ее внутренних переживаний, метафизический характер ее воплощений и образов. Не вызывает сомнений, что Ермолаева прокладывала свой путь в живописи, до нее лишь пунктиром намеченный. Синтезировав новейшие художественные открытия, Ермолаевой оказалось по силам выступить с оригинальной концепцией. Довести до конца начатое помешал внезапный арест и последующий расстрел в казахстанском лагере.
Другая часть ее творчества перевешивает количественно, но не заслоняет главного. Дар живописца-мыслителя вполне пригодился Ермолаевой во время работы в Детгизе, гавани ленинградских «левых» в 1925 – 1932 гг. Верой Михайловной было оформлено более пятидесяти детских книг и журналов, именно в таком качестве ее и считали художником долгое время. Формальным поводом для ареста послужили ее иллюстративные композиции на тему гётевского «Райнеке-Лиса», в которых власти усмотрели бунтарски оппозиционное отношение автора к существующему порядку.
Важные вехи ее творчества непосредственно связаны с Казимиром Малевичем. Она была его правой рукой в Витебске (УНОВИС), она же помогала ему в организации и функционировании ГИНХУКа. В какой-то момент именно ее воля и дар убеждения помогали сплочению группы учеников Малевича на платформе нового направления - так называемого "живописно-пластического реализма". Ее трагическая судьба стала отражением тех путей, и творческих, и жизненных, которыми шли все художники, вся страна.
Впервые ее творчество было показано в Москве и Санкт-Петербурге относительно недавно - в 2009 году.
Лектор: галерист, коллекционер и издатель Ильдар Ибрагимович Галеев.
Расписание
18 мая 2016 (19:30)
Контакты
- E-mail: info@jewish-museum.ru
- Телефон: +7 (495) 645‑05‑50
- Наш адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущевского переулка)
- График работы:
Понедельник — четверг, воскресенье: 12:00–22:00
Суббота: 18:00–22:30
Пятница и еврейские праздники: выходные