Курс «История еврейской культуры и религии»
По понедельникам в 19.30. Лекторы – ведущие специалисты в области иудаики и смежных дисциплинах. Курс построен как исторический обзор, дающий общую картину развития еврейской культуры с древнейших времен до наших дней.
Продолжительность занятия – 1,5 часа.
По понедельникам в 19.30. Лекторы – ведущие специалисты в области иудаики и смежных дисциплинах. Курс построен как исторический обзор, дающий общую картину развития еврейской культуры с древнейших времен до наших дней.
Продолжительность занятия – 1,5 часа.
Курс построен как исторический обзор, дающий общую картину развития еврейской культуры с древнейших времен до наших дней. Курс состоит из четырех блоков: Библейский период, эпоха Мишны и Талмуда, Средние века, Новое и Новейшее время. На фоне изложения основных событий истории еврейского народа, главное внимание будет уделяться духовному творчеству и анализу центральных произведений, характеризующих каждую из эпох. Мы попытаемся проанализировать пути развития еврейской культуры не только сквозь призму исторических событий, но и в контексте столкновения еврейской культуры с культурами окружающих народов, в контексте межкультурных взаимовлияний и взаимодействий.
Цикл подготовлен Исследовательским центром Еврейского музея, созданным семьей Блаватник.
7 октября, 19.30 – вводное занятие:«Основополагающие черты еврейской культуры: общий взгляд»
(д-р Ури Гершович)
- Афины и Иерусалим: две мировоззренческие позиции, две составляющие развития Западной культуры
- Устная Тора и греческая литература: два принципа творчества (авторство и авторитет)
- Встреча еврейской и греческой культур: возможен ли синтез?
- Иудаизм и христианство: различное восприятие библейского сюжета
- Иудео-христианская полемика по вопросу о галахе: философские и экзистенциальные следствия
C 14 октября по понедельникам в 19.30 «Мир Библии» (Михаил Селезнев)
Тема 1. Введение
- Корпус ТаНаХа. Структура Танаха
- Процесс формирования корпуса. Канонизация.
- Масоретский текст и древние переводы
- Традиционный взгляд на возникновение ТаНаХа и библейская критика
- Язык истории и язык мифа. Современный человек и Библия
- Жанровое многообразие ТаНаХа
Тема 2. Исторический фон ТаНаХа
- Источники по древнейшей истории Восточного Средиземноморья. Восточное Средиземноморье во 2-м тысячелетии до н.э.
- Библейское повествование о происхождении еврейского народа
- Библейская история и «позитивистская» история Восточного Средиземноморья: точки схождения и расхождения.
- С какого момента библейская история становится историей в современном смысле слова? «Максималисты» и «минималисты». Происхождение еврейского народа в работах библеистов 20 – нач. 21 веков
- Археология Израиля и споры о Едином Царстве Давида и Соломона
- Израиль и Иудея в ассирийскую и нововавилонскую эпохи
- «Плен» и персидский период
Тема 3. Тора (Пятикнижие)
- Общая структура. Повествования Пятикнижия как введение и обрамление Закона Моисеева. Сверх-сюжет: Бог-народ-земля.
- Сюжетная канва повествовательной части. Структура книги «Берешит»
- Литературные особенности. Игра слов. Смысловые нюансы имен персонажей и топонимов.
- Библейское законодательство и законодательные кодексы древнего Востока
- Основные законодательные тексты Пятикнижия и отношения между ними
- Десять заповедей (декалог)
- Гражданское и уголовное законодатлеьство («мишпатим»)
- Ритуал в ТаНаХе. Святилище в пустыне как пробраз Храма. Календарь
Тема 4. «Первые» Пророки
- Место «первых» пророков в Танахе
- Книга «Йеѓошуа» («Иисус Навин»). Сакральная география
- Книга «Шофтим» («Судьи»). История как урок
- Книга «Шмуэль» («Самуил»). Два подхода к монархии
- Книга «Млахим» («Цари»). Попытка понять смысл катастрофы
Тема 5. «Большие» и «малые» Пророки
- Исторические условия формирования пророческой литературы. Аналоги в литературах древнего Ближнего Востока
- Жанровые особенности пророческой литературы. Знамения в повествованиях о пророках. Темы Суда и Спасения. Мессия («машиах») в пророческих текстах.
- «Дописьменные» пророки книг Самуила и Царей
- Пророки, пророчествовавшие в Израиле 8-го века. Осия (Хошеа) и Второзаконие. Пророк Амос об общественной
несправедливости и грядущей каре.
- Книга Исайи (Йешаягу). Структура книги, «девтеро-Исайя», «трито-Исайя».
- Пророк Иеремия (Ирмиягу) о крушении и избавлении. Книга пророка Ирмиягу и свиток «Эйха».
- Пророчества Иезекииля (Йехезкеля). Иезекииль и Тора.
- «Малые» пророки Иудеи.
- Книга Ионы («Йоны»): притча, сказка, сатира или что-то еще?
Тема 6. Книги Писаний
- Структура раздела «Кетувим»
- Псалмы («Тхиллим»): многообразие жанров. Псалмы и исторический Давид.
- «Литература мудрости» и ее атрибуция царю Соломону (Шломо). Книга Притч («Мишле»). Жанр библейской притчи.
Основное противопоставление — мудрый и глупец. Доблестная жена.
- Квази-философские аспекты книги Экклезиаста («Когелет»).
- Песнь песней и ее аллегорическое прочтение.
- Книга «Иова»: теология и поэтика.
- Сюжет и литературные особенности книги «Руфь» («Рут»).
- Сюжет и литературные особенности книги «Эсфирь» («Эстер»).
- Книга «Даниила» («Даниэля»). Развитие эсхатологии.
- Эзра и Нехемия. Проблема историчности соответствующих книг.
Тема 7. Библия в эпоху эллинизма
- Евреи в эпоху эллинизма. Эллинизация Палестины, Иерусалим как несостоявшийся эллинистический полис. Маккавейские войны
- Египетская диаспора. Литература Александрийской диаспоры. Послание Аристея
- Греческая литература и литература ТаНаХа: точки различия и соприкосновения
- Греческий перевод Библии и его судьба
- Архаический мир ТаНаХа и философия греческой Библии
Лекции Алексея Сиверцева:
Мессианские сценарии эпохи Реставрации
Эпоха вавилонского пленения и последующей реставрации в 6 – 5 веках до н.э. сопровождалась возникновением целого ряда новых тем в еврейской литературе. Одной из таких тем был мессианизм. Мы рассмотрим некоторые из мессианских сценариев того периода и постараемся проследить их исторические и культурные корни.
Мессианские темы в контексте эллинистической культуры
Взаимодействие еврейской и греческой культур в эпоху эллинизма (3 – 1 века до н.э.) привело к возникновению новых мессианских сценариев в литературе Иудеи и диаспоры. Мы рассмотрим некоторые из этих тем и разберем их исторический контекст.
Мессии свитков Мертвого Моря
Свитки Мертвого Моря являются одним из главных источников по мессианским темам в иудаизме рубежа нашей эры. Мы проанализируем некоторые из мессианских сценариев, отраженных в свитках, и их значимость в истории еврейской культуры.
Мессия и Рим
Включение Иудеи в состав Римской Империи в течение 1 века до н.э. – 2 века н.э. сопровождалось серией восстаний и резкой радикализацией мессианского мифа. Мы проследим развитие мессианских тем в литературе и исторических источниках этого периода. Курс является продолжением программы «Беседы о еврейской истории, культуре, религии».
Лекции Михаила Вогмана:
«Мир апокрифов и псевдоэпиграфов: приключения патриарха Еноха»
Стоило Торе стать каноном – основой еврейского общества Второго Храма – как возникло множество вопросов. Как соотносить написанное в Торе с реальной жизнью? Как именно выполнять её предписания? Что говорит Тора о смерти, загробной жизни, устройстве неба, конце света? Эти вопросы задавали евреи сами себе – а им задавали греки с персами. Ответов – не было. В результате на свет появились странные книги, известные как «Апокрифы» и «Псевдоэпиграфы». Сегодня эти книги переведены на все языки мира, включая русский. Однако насколько легко понять, что именно в них написано? Нам предстоит обсудить, почему еврейская традиция их создала и почему, затем, отвергла, попытаться восстановить ход мысли древних учителей-мистиков, которые их создавали. На первой встрече мы отправимся вместе с патриархом Енохом (Ханохом) в захватывающее путешествие к истокам Мирового Зла, в самые недра допотопных времён.
«Мир апокрифов и псевдоэпиграфов: книга Юбилеев»
Продолжая погружение в загадочный мир отвергнутой литературы раннего иудаизма, мы познакомимся с Книгой Юбилеев – древнейшим систематическим комментарием на Тору (II в. до н.э.). Однако систематическим ли? Да и комментарием ли? На первый взгляд не скажешь ни того, ни другого. Продиктованная – как в ней утверждается – Ангелом-секретарём самому Моисею на горе Синай, книга Юбилеев представляет собой уникальный ключ к тому, как мыслили и как читали Библию более 2000 лет тому назад. Мы узнаем, почему Адам прожил 930 лет, как погиб Каин, как Авраам изобрёл плуг – и, наконец, в чём секрет долголетия.
Лекции Ури Гершовича:
«Кто такие мудрецы Талмуда? Историко-культурный контекст и описание корпуса талмудической литературы»
Мы поговорим о еврейском обществе периода Второго Храма и после разрушения Второго Храма. Проясним, как связаны Письменная Тора и Устная Тора. Рассмотрим основные феномены культуры мудрецов Мишны и Талмуда. Будет дано описание корпуса талмудической литературы, прояснены структурные особенности различных сборников и основные жанры талмудической литературы.
«Как устроена талмудическая литература? Принципы построения дискурса и способы смыслостроения»
Предметом нашего внимания станут структурные особенности корпуса талмудической литературы, а также герменевтика мудрецов Талмуда. Мы попробуем ответить на вопросы: можно ли охарактеризовать эти тексты как юридические, исторические, фольклорные, философские, комментаторские, следует ли рассматривать их как эзотерические? Мы также попробуем проиллюстрировать принципы построения дискурса на конкретных примерах.
«Талмудическая литература и мировоззрение мудрецов Талмуда»
Мы продолжим разговор об архитектонике сборников талмудической литературы. Обсудим, как структура порождает метафору. Поговорим о нескольких ключевых мифологемах талмудического мировоззрения (понятие «будущий мир», проблема свободы выбора, награды и наказания, страданий человека в этом мире) и проанализируем в качестве примера несколько текстов.
«Новая фаза развития еврейской культуры: от эпохи Мишны и Талмуда к Средневековью»
Мы поговорим о том, кто такие гаоны, о влиянии исламской культуры на еврейскую, о трансформации монотеистической доктрины под влиянием рационализма, о культурной революции, осуществленной Саадьей-гаоном и роли караимов, о возникновении новых форм и жанров духовного творчества, о зарождении еврейской философии.
«Еврейская культура Средневековья: теология, философия, комментарии к Писанию»
Мы рассмотрим основные этапы развития интеллектуально-духовного творчества евреев в Средние века, попытаемся вскрыть главные противоречия и проблемы, определявшие это развития, поговорим о наиболее влиятельных фигурах и наиболее значимых произведениях, проследим взаимовлияния и взаимодействие еврейской культуры с исламом и христианством.
Лекции Алины Лисицыной:
«Под знаком полумесяца: различные аспекты взаимоотношений евреев и мусульман в Средние века»
Как относится ислам к представителям других религий, менялось ли это отношение со временем? В наше время этот вопрос не может не волновать как жителей Израиля, так и Европы. В рамках лекции будут освещены взаимоотношения евреев и первых мусульман в Аравии, история их сосуществования в рамках халифата. Так ли все однозначно, как представлено в законодательных документах той эпохи? Откуда еще мы можем получить информацию о жизни людей? Является ли Иерусалим третьей святыней ислама? В Средние века Восток как в экономическом, так и в культурном плане находился на высокой ступени развития, как же это повлияло на развитие еврейской культуры?
«Под знаком креста: евреи в Европе от первых поселений до Крестовых походов»
В ходе лекции мы познакомимся с историей евреев Европы, начиная с первых свидетельств их там проживания, придворных евреев Меровингов, поговорим как, где и почему возникали еврейские общины в Западной Европе. Разумеется, краеугольным камнем для всей европейской еврейской истории стали межрелигиозные взаимоотношения или, точнее, отношение христианства к иудаизму. Существовала ли одна точка зрения, менялись взгляды с течением веков? Могло ли иметь место взаимовлияние между двумя культурами? Феномен Крестовых походов станет ключевым моментом в изучении истории этого периода, мы обсудим, почему катастрофа 1096 г. на долгие века стала символом бедствий для евреев.
«Евреи и дьявол или откуда взялся антисемитизм»
Данная лекция будет посвящена дальнейшему развитию взаимоотношений между евреями и христианским населением Европы: как и где жили евреи? Чем зарабатывали на жизнь? Мы попытаемся ответить на вопрос, почему было столь популярно ростовщичество. Будут затронуты вопросы восприятия евреев и иудаизма церковью и светским населением: отношение церковных властей, монашеских орденов, аристократии и простого народа. И, конечно, обсудим такие представления, существующие и по сей день, как добавление крови в мацу, ритуальные жертвоприношения и т. д. Узнаем почему люди думали, что у евреев есть рога, а также почему евреи считаются и поныне хорошими врачами.
Лекции Максима Гаммала:
«От Средневековья к Новому времени: евреи Западной Европы в XV – XVI столетии»
Смена эпох никогда не проходит гладко. Время на стыке всегда отличается социальным и духовным брожением, ведь старое еще не отжило, а новое еще не наступило. Не было в этом смысле исключением и преддверие Нового времени в Европе, что выразилось в наступлении эпохи Возрождения, как культурного и социального явления охватившего Западную Европу. В еврейской истории этот период характеризуется массовым исходом евреев из стран Западной Европы: изгнание евреев из Испании в 1492 году было лишь кульминационным моментом широкомасштабной миграции евреев в Восточную Европу и Османскую империю. Другим важным аспектом политического существования евреев было их взаимоотношение с вождями и идеологами Реформации и Контрреформации.
«Европа XVII века и евреи: «придворные евреи»
Новое время, как исторический период, открывается Тридцатилетней войной (1618–1648 гг.) – военный конфликт, в который были вовлечены все значимые европейские державы того времени. Евреи Центральной Европы были вовлечены во все треволнения этого времени не в меньшей степени, чем окружающие их народы. Именно война породила характерный тип еврея – «придворных» евреев. Это были люди, которые достигли высоких постов при правителе и сделали баснословные состояния благодаря своей способности и решимости решать задачи, порожденные войной. Они поставляли воющим сторонам все, начиная от вооружения и обмундирования до лошадей и фуража для них. Их организационные способности были в ни меньшей степени востребованы и в мирное время. Однако, несмотря на финансовое благополучие, их судьба и жизнь всецело зависела от благорасположения патрона.
«Вхождение евреев в европейское общество – эмансипация»
Эпоха абсолютизма в Европе проходила под лозунгом борьбы с пережитками средневекового общества и, в первую очередь, с корпоративным устройством общества. В свете этого автономное существование еврейских общин было явным анахронизмом. Вопрос о включении евреев в европейское общество стоял на политической повестке дня. Процесс дарования гражданский прав евреям открылся знаменитым «Эдиктом о веротерпимости» австрийского императора Иосифа II в 1782 году. Несмотря на то, что уже в конце XVIII века евреи Франции были признаны полноправными гражданами, вхождение евреев в европейское общество завершилось лишь в 1870 году.
«Еврейское просвещение (Хаскала) и реформа иудаизма»
Возросшая открытость европейского общества к евреям уже в конце XVIII века открыла возможности для интеллектуального диалога между представителями двух общин, еврейской и христианской. Следствием этого была решимость ряда еврейских интеллектуалов во главе с Моисеем Мендельсоном продемонстрировать, что еврейская традиция органично содержит в себе идеи Просвещения. Так, в 70-е – 80-е годы в еврейской общине Берлина зародилось интеллектуальное движение, получившее название еврейского Просвещения – Хаскалы.
«Основные направления еврейской мысли XVI-XVIII вв»
Еврейская культура Нового времени характеризуется чрезвычайно пестрой палитрой теологических, теософских и философских доктрин и подходов. Лурианская каббала и саббатианство, спинозизм и еврейское просвещение, хасидизм и противостоящие ему миснагеды. Мы постараемся обозреть эту пеструю картину, уделив внимание отдельным ярким фигурам – таким, как легендарный создатель Голема Магарал из Праги, изгнаний из еврейской общины Борух Спиноза, отец еврейского просвещения Моисей Мендельсон, автор «Таньи» Шнеур Залман из Ляд.
ПРОГРАММЫ
КОНТАКТЫ
- E-mail: ec@jewish-museum.ru
- Телефон: +7 (495) 645‑05‑50
- Наш адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущевского переулка)
- График работы: Понедельник — четверг, воскресенье: 12:00 – 22:00 / Суббота: 18:00 – 22:30 Пятница и еврейские праздники: выходные