EN
Часы работы
  • Понедельник — четверг, воскресенье: 12:00–22:00
  • Суббота: 18:00–22:30
  • Пятница и еврейские праздники: выходные
  • Купить билеты
Контакты
EN
Курс «История еврейской культуры и религии»
.03.10.14

Курс «История еврейской культуры и религии»

По понедельникам в 19.30. Лекторы – ведущие специалисты в области иудаики и смежных дисциплинах. Курс построен как исторический обзор, дающий общую картину развития еврейской культуры с древнейших времен до наших дней.

Продолжительность занятия – 1,5 часа.

По понедельникам в 19.30. Лекторы – ведущие специалисты в области иудаики и смежных дисциплинах. Курс построен как исторический обзор, дающий общую картину развития еврейской культуры с древнейших времен до наших дней.

Продолжительность занятия – 1,5 часа.

Курс построен как исторический обзор, дающий общую картину развития еврейской культуры с древнейших времен до наших дней. Курс состоит из четырех блоков: Библейский период, эпоха Мишны и Талмуда, Средние века, Новое и Новейшее время. На фоне изложения основных событий истории еврейского народа, главное внимание будет уделяться духовному творчеству и анализу центральных произведений, характеризующих каждую из эпох. Мы попытаемся проанализировать пути развития еврейской культуры не только сквозь призму исторических событий, но и в контексте столкновения еврейской культуры с культурами окружающих народов, в контексте межкультурных взаимовлияний и взаимодействий.


Цикл подготовлен Исследовательским центром Еврейского музея, созданным семьей Блаватник.

7 октября, 19.30 – вводное занятие:«Основополагающие черты еврейской культуры: общий взгляд» 
(д-р Ури Гершович)

  • Афины и Иерусалим: две мировоззренческие позиции, две составляющие развития Западной культуры
  • Устная Тора и греческая литература: два принципа творчества (авторство и авторитет)
  • Встреча еврейской и греческой культур: возможен ли синтез?
  • Иудаизм и христианство: различное восприятие библейского сюжета
  • Иудео-христианская полемика по вопросу о галахе: философские и экзистенциальные следствия

 

C 14 октября по понедельникам в 19.30 «Мир Библии» (Михаил Селезнев)

Тема 1. Введение

  • Корпус ТаНаХа. Структура Танаха
  • Процесс формирования корпуса. Канонизация.
  • Масоретский текст и древние переводы
  • Традиционный взгляд на возникновение ТаНаХа и библейская критика
  • Язык истории и язык мифа. Современный человек и Библия
  • Жанровое многообразие ТаНаХа

Тема 2. Исторический фон ТаНаХа

  • Источники по древнейшей истории Восточного Средиземноморья. Восточное Средиземноморье во 2-м тысячелетии до н.э.
  • Библейское повествование о происхождении еврейского народа
  • Библейская история и «позитивистская» история Восточного Средиземноморья: точки схождения и расхождения.
  • С какого момента библейская история становится историей в современном смысле слова? «Максималисты» и «минималисты». Происхождение еврейского народа в работах библеистов 20 – нач. 21 веков
  • Археология Израиля и споры о Едином Царстве Давида и Соломона
  • Израиль и Иудея в ассирийскую и нововавилонскую эпохи
  • «Плен» и персидский период

Тема 3. Тора (Пятикнижие)

  • Общая структура. Повествования Пятикнижия как введение и обрамление Закона Моисеева. Сверх-сюжет: Бог-народ-земля.
  • Сюжетная канва повествовательной части. Структура книги «Берешит»
  • Литературные особенности. Игра слов. Смысловые нюансы имен персонажей и топонимов.
  • Библейское законодательство и законодательные кодексы древнего Востока
  • Основные законодательные тексты Пятикнижия и отношения между ними
  • Десять заповедей (декалог)
  • Гражданское и уголовное законодатлеьство («мишпатим»)
  • Ритуал в ТаНаХе. Святилище в пустыне как пробраз Храма. Календарь

Тема 4. «Первые» Пророки

  • Место «первых» пророков в Танахе
  • Книга «Йеѓошуа» («Иисус Навин»). Сакральная география
  • Книга «Шофтим» («Судьи»). История как урок
  • Книга «Шмуэль» («Самуил»). Два подхода к монархии
  • Книга «Млахим» («Цари»). Попытка понять смысл катастрофы

Тема 5. «Большие» и «малые» Пророки

  • Исторические условия формирования пророческой литературы. Аналоги в литературах древнего Ближнего Востока
  • Жанровые особенности пророческой литературы. Знамения в повествованиях о пророках. Темы Суда и Спасения. Мессия («машиах») в пророческих текстах.
  • «Дописьменные» пророки книг Самуила и Царей
  • Пророки, пророчествовавшие в Израиле 8-го века. Осия (Хошеа) и Второзаконие. Пророк Амос об общественной 
    несправедливости и грядущей каре.
  • Книга Исайи (Йешаягу). Структура книги, «девтеро-Исайя», «трито-Исайя».
  • Пророк Иеремия (Ирмиягу) о крушении и избавлении. Книга пророка Ирмиягу и свиток «Эйха».
  • Пророчества Иезекииля (Йехезкеля). Иезекииль и Тора.
  • «Малые» пророки Иудеи.
  • Книга Ионы («Йоны»): притча, сказка, сатира или что-то еще?

Тема 6. Книги Писаний

  • Структура раздела «Кетувим»
  • Псалмы («Тхиллим»): многообразие жанров. Псалмы и исторический Давид.
  • «Литература мудрости» и ее атрибуция царю Соломону (Шломо). Книга Притч («Мишле»). Жанр библейской притчи. 
    Основное противопоставление — мудрый и глупец. Доблестная жена.
  • Квази-философские аспекты книги Экклезиаста («Когелет»).
  • Песнь песней и ее аллегорическое прочтение.
  • Книга «Иова»: теология и поэтика.
  • Сюжет и литературные особенности книги «Руфь» («Рут»).
  • Сюжет и литературные особенности книги «Эсфирь» («Эстер»).
  • Книга «Даниила» («Даниэля»). Развитие эсхатологии.
  • Эзра и Нехемия. Проблема историчности соответствующих книг.

Тема 7. Библия в эпоху эллинизма

  • Евреи в эпоху эллинизма. Эллинизация Палестины, Иерусалим как несостоявшийся эллинистический полис. Маккавейские войны
  • Египетская диаспора. Литература Александрийской диаспоры. Послание Аристея
  • Греческая литература и литература ТаНаХа: точки различия и соприкосновения
  • Греческий перевод Библии и его судьба
  • Архаический мир ТаНаХа и философия греческой Библии

 

Лекции Алексея Сиверцева:

Мессианские сценарии эпохи Реставрации

Эпоха вавилонского пленения и последующей реставрации в 6 – 5 веках до н.э. сопровождалась возникновением целого ряда новых тем в еврейской литературе. Одной из таких тем был мессианизм. Мы рассмотрим некоторые из мессианских сценариев того периода и постараемся проследить их исторические и культурные корни.

Мессианские темы в контексте эллинистической культуры

Взаимодействие еврейской и греческой культур в эпоху эллинизма (3 – 1 века до н.э.) привело к возникновению новых мессианских сценариев в литературе Иудеи и диаспоры. Мы рассмотрим некоторые из этих тем и разберем их исторический контекст.

Мессии свитков Мертвого Моря

Свитки Мертвого Моря являются одним из главных источников по мессианским темам в иудаизме рубежа нашей эры. Мы проанализируем некоторые из мессианских сценариев, отраженных в свитках, и их значимость в истории еврейской культуры.

Мессия и Рим

Включение Иудеи в состав Римской Империи в течение 1 века до н.э. – 2 века н.э. сопровождалось серией восстаний и резкой радикализацией мессианского мифа. Мы проследим развитие мессианских тем в литературе и исторических источниках этого периода. Курс является продолжением программы «Беседы о еврейской истории, культуре, религии».

 

Лекции Михаила Вогмана:

«Мир апокрифов и псевдоэпиграфов: приключения патриарха Еноха»

Стоило Торе стать каноном – основой еврейского общества Второго Храма – как возникло множество вопросов. Как соотносить написанное в Торе с реальной жизнью? Как именно выполнять её предписания? Что говорит Тора о смерти, загробной жизни, устройстве неба, конце света? Эти вопросы задавали евреи сами себе – а им задавали греки с персами. Ответов – не было. В результате на свет появились странные книги, известные как «Апокрифы» и «Псевдоэпиграфы». Сегодня эти книги переведены на все языки мира, включая русский. Однако насколько легко понять, что именно в них написано? Нам предстоит обсудить, почему еврейская традиция их создала и почему, затем, отвергла, попытаться восстановить ход мысли древних учителей-мистиков, которые их создавали. На первой встрече мы отправимся вместе с патриархом Енохом (Ханохом) в захватывающее путешествие к истокам Мирового Зла, в самые недра допотопных времён.

«Мир апокрифов и псевдоэпиграфов: книга Юбилеев»

Продолжая погружение в загадочный мир отвергнутой литературы раннего иудаизма, мы познакомимся с Книгой Юбилеев – древнейшим систематическим комментарием на Тору (II в. до н.э.). Однако систематическим ли? Да и комментарием ли? На первый взгляд не скажешь ни того, ни другого. Продиктованная – как в ней утверждается – Ангелом-секретарём самому Моисею на горе Синай, книга Юбилеев представляет собой уникальный ключ к тому, как мыслили и как читали Библию более 2000 лет тому назад. Мы узнаем, почему Адам прожил 930 лет, как погиб Каин, как Авраам изобрёл плуг – и, наконец, в чём секрет долголетия.

 

Лекции Ури Гершовича:

«Кто такие мудрецы Талмуда? Историко-культурный контекст и описание корпуса талмудической литературы»

Мы поговорим о еврейском обществе периода Второго Храма и после разрушения Второго Храма. Проясним, как связаны Письменная Тора и Устная Тора. Рассмотрим основные феномены культуры мудрецов Мишны и Талмуда. Будет дано описание корпуса талмудической литературы, прояснены структурные особенности различных сборников и основные жанры талмудической литературы.

«Как устроена талмудическая литература? Принципы построения дискурса и способы смыслостроения»

Предметом нашего внимания станут структурные особенности корпуса талмудической литературы, а также герменевтика мудрецов Талмуда. Мы попробуем ответить на вопросы: можно ли охарактеризовать эти тексты как юридические, исторические, фольклорные, философские, комментаторские, следует ли рассматривать их как эзотерические? Мы также попробуем проиллюстрировать принципы построения дискурса на конкретных примерах.

«Талмудическая литература и мировоззрение мудрецов Талмуда»

Мы продолжим разговор об архитектонике сборников талмудической литературы. Обсудим, как структура порождает метафору. Поговорим о нескольких ключевых мифологемах талмудического мировоззрения (понятие «будущий мир», проблема свободы выбора, награды и наказания, страданий человека в этом мире) и проанализируем в качестве примера несколько текстов.

«Новая фаза развития еврейской культуры: от эпохи Мишны и Талмуда к Средневековью»

Мы поговорим о том, кто такие гаоны, о влиянии исламской культуры на еврейскую, о трансформации монотеистической доктрины под влиянием рационализма, о культурной революции, осуществленной Саадьей-гаоном и роли караимов, о возникновении новых форм и жанров духовного творчества, о зарождении еврейской философии.

«Еврейская культура Средневековья: теология, философия, комментарии к Писанию»

Мы рассмотрим основные этапы развития интеллектуально-духовного творчества евреев в Средние века, попытаемся вскрыть главные противоречия и проблемы, определявшие это развития, поговорим о наиболее влиятельных фигурах и наиболее значимых произведениях, проследим взаимовлияния и взаимодействие еврейской культуры с исламом и христианством. 

 

Лекции Алины Лисицыной:

«Под знаком полумесяца: различные аспекты взаимоотношений евреев и мусульман в Средние века»

Как относится ислам к представителям других религий, менялось ли это отношение со временем? В наше время этот вопрос не может не волновать как жителей Израиля, так и Европы. В рамках лекции будут освещены взаимоотношения евреев и первых мусульман в Аравии, история их сосуществования в рамках халифата. Так ли все однозначно, как представлено в законодательных документах той эпохи? Откуда еще мы можем получить информацию о жизни людей? Является ли Иерусалим третьей святыней ислама? В Средние века Восток как в экономическом, так и в культурном плане находился на высокой ступени развития, как же это повлияло на развитие еврейской культуры?

«Под знаком креста: евреи в Европе от первых поселений до Крестовых походов»

В ходе лекции мы познакомимся с историей евреев Европы, начиная с первых свидетельств их там проживания, придворных евреев Меровингов, поговорим как, где и почему возникали еврейские общины в Западной Европе. Разумеется, краеугольным камнем для всей европейской еврейской истории стали межрелигиозные взаимоотношения или, точнее, отношение христианства к иудаизму. Существовала ли одна точка зрения, менялись взгляды с течением веков? Могло ли иметь место взаимовлияние между двумя культурами? Феномен Крестовых походов станет ключевым моментом в изучении истории этого периода, мы обсудим, почему катастрофа 1096 г. на долгие века стала символом бедствий для евреев.

«Евреи и дьявол или откуда взялся антисемитизм»

Данная лекция будет посвящена дальнейшему развитию взаимоотношений между евреями и христианским населением Европы: как и где жили евреи? Чем зарабатывали на жизнь? Мы попытаемся ответить на вопрос, почему было столь популярно ростовщичество. Будут затронуты вопросы восприятия евреев и иудаизма церковью и светским населением: отношение церковных властей, монашеских орденов, аристократии и простого народа. И, конечно, обсудим такие представления, существующие и по сей день, как добавление крови в мацу, ритуальные жертвоприношения и т. д. Узнаем почему люди думали, что у евреев есть рога, а также почему евреи считаются и поныне хорошими врачами.

 

Лекции Максима Гаммала:

«От Средневековья к Новому времени: евреи Западной Европы в XV – XVI столетии»

Смена эпох никогда не проходит гладко. Время на стыке всегда отличается социальным и духовным брожением, ведь старое еще не отжило, а новое еще не наступило. Не было в этом смысле исключением и преддверие Нового времени в Европе, что выразилось в наступлении эпохи Возрождения, как культурного и социального явления охватившего Западную Европу. В еврейской истории этот период характеризуется массовым исходом евреев из стран Западной Европы: изгнание евреев из Испании в 1492 году было лишь кульминационным моментом широкомасштабной миграции евреев в Восточную Европу и Османскую империю. Другим важным аспектом политического существования евреев было их взаимоотношение с вождями и идеологами Реформации и Контрреформации.

«Европа XVII века и евреи: «придворные евреи»

Новое время, как исторический период, открывается Тридцатилетней войной (1618–1648 гг.) – военный конфликт, в который были вовлечены все значимые европейские державы того времени. Евреи Центральной Европы были вовлечены во все треволнения этого времени не в меньшей степени, чем окружающие их народы. Именно война породила характерный тип еврея – «придворных» евреев. Это были люди, которые достигли высоких постов при правителе и сделали баснословные состояния благодаря своей способности и решимости решать задачи, порожденные войной. Они поставляли воющим сторонам все, начиная от вооружения и обмундирования до лошадей и фуража для них. Их организационные способности были в ни меньшей степени востребованы и в мирное время. Однако, несмотря на финансовое благополучие, их судьба и жизнь всецело зависела от благорасположения патрона.

«Вхождение евреев в европейское общество – эмансипация»

Эпоха абсолютизма в Европе проходила под лозунгом борьбы с пережитками средневекового общества и, в первую очередь, с корпоративным устройством общества. В свете этого автономное существование еврейских общин было явным анахронизмом. Вопрос о включении евреев в европейское общество стоял на политической повестке дня. Процесс дарования гражданский прав евреям открылся знаменитым «Эдиктом о веротерпимости» австрийского императора Иосифа II в 1782 году. Несмотря на то, что уже в конце XVIII века евреи Франции были признаны полноправными гражданами, вхождение евреев в европейское общество завершилось лишь в 1870 году.

«Еврейское просвещение (Хаскала) и реформа иудаизма»

Возросшая открытость европейского общества к евреям уже в конце XVIII века открыла возможности для интеллектуального диалога между представителями двух общин, еврейской и христианской. Следствием этого была решимость ряда еврейских интеллектуалов во главе с Моисеем Мендельсоном продемонстрировать, что еврейская традиция органично содержит в себе идеи Просвещения. Так, в 70-е – 80-е годы в еврейской общине Берлина зародилось интеллектуальное движение, получившее название еврейского Просвещения – Хаскалы.

«Основные направления еврейской мысли XVI-XVIII вв»

Еврейская культура Нового времени характеризуется чрезвычайно пестрой палитрой теологических, теософских и философских доктрин и подходов. Лурианская каббала и саббатианство, спинозизм и еврейское просвещение, хасидизм и противостоящие ему миснагеды. Мы постараемся обозреть эту пеструю картину, уделив внимание отдельным ярким фигурам – таким, как легендарный создатель Голема Магарал из Праги, изгнаний из еврейской общины Борух Спиноза, отец еврейского просвещения Моисей Мендельсон, автор «Таньи» Шнеур Залман из Ляд.


ПРОГРАММЫ

Книги Писаний
Книги Писаний

КОНТАКТЫ

  • E-mail: ec@jewish-museum.ru
  • Телефон: +7 (495) 645‑05‑50
  • Наш адрес:
    Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущевского переулка)
  • График работы: Понедельник — четверг, воскресенье: 12:00 – 22:00 / Суббота: 18:00 – 22:30 Пятница и еврейские праздники: выходные
Как добраться