Программа мероприятий в рамках выставки «Эффект времени. Влияние русского авангарда на современную моду»
Центр авангарда Еврейского музея и центра толерантности представляет программу мероприятий в рамках выставки «Эффект времени. Влияние русского авангарда на современную моду».
Центр авангарда Еврейского музея и центра толерантности представляет программу мероприятий в рамках выставки «Эффект времени. Влияние русского авангарда на современную моду».
Программа мероприятий в рамках выставки «Эффект времени. Влияние русского авангарда на современную моду».
30 июня, вторник, 19:30
Дискуссия
Мода и искусство: из истории отношений
В XX веке, когда связи между модой и искусством становились все более тесными и интенсивными, считать моду несерьезной и недостойной высоких стандартов искусства сферой было уже невозможно. Хотя бы потому, что начиная с первых десятилетий XX столетия именно мода играла главную роль в популяризации искусства, причем популяризация эта отнюдь не подразумевала оскорбительного для искусства снижения художественной ценности на потребу массовому потребителю; речь идет скорее о поиске новых возможностей и о привлечении новой аудитории. С этим, в частности, связан бум музейных проектов в области моды, которая с 1970-х годов все увереннее осваивает музейное пространство. В процессе дискуссии мы не только рассмотрим историю взаимодействия моды и искусства, но и попытаемся ответить на не теряющий актуальности вопрос: «Является ли мода искусством?»
Участники дискуссии: Ольга Аннанурова, Лариса Гринберг, Татьяна Дашкова, Анастасия Нефедова, Галина Орлова, Наташа Тамручи, Ирина Шапошникова.
Модератор: Людмила Алябьева.
5 июля, вторник, 19:30
Лекция
Ирина Сироткина
Историк танца и моды автор книг «Свободное движение и пластический танец в России» (2012), «Шестое чувство авангарда: танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников» (2014, 2-е изд. 2016), преподаватель РГГУ
Танец и костюм авангарда: от Дягилева до Лукина
Художники русского авангарда были востребованы везде: они равно талантливо писали картины, делали театральные костюмы и создавали ткани, одежду и аксессуары для ведущих домов моды. Особенно прославились в этом «амазонки авангарда»: Наталья Гончарова оформляла спектакли «Русских сезонов», Александра Экстер придумывала костюмы-образы для «королевы танго» Эльзы Крюгер, Варвара Степанова работала с Мейерхольдом, Вера Мухина — с Таировым. Они же создавали рисунки тканей, фасоны вечерних платьев и дамских сумочек, модели «прозодежды». От них не отставали художники-мужчины: Борис Эрдман одевал «Свободный балет» Льва Лукина и «Камерный балет» Касьяна Голейзовского и придумывал наряды для своей жены, танцовщицы Веры Друцкой, а известнейший Лев Бакст создавал и костюмы для Иды Рубинштейн, и модели платьев для Поля Пуаре.
12 июля, вторник, 19:30
Лекция
Галина Карева
Заведующая отделом «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина
Конструктивисты и агитационный текстиль
Агитационные ткани - это часть Великих утопий начала правления Советской власти. Созданные в то время ивановские ткани, убедительные по мощи художественного и философского начала, ярко раскрывают утопические воззрения послереволюционного периода. В отличие от робкой эфемерной идеи управления производством, заданный рисунок ткани, имея продуманную, завуалировано обличенную в художественно-привлекательный образ, агрессивную, навязанную на длительный срок функцию пропаганды коммунистической идеологии достигал своей цели. Через утилитарный массовый предмет гораздо масштабней и основательней, на уровне сознания и подсознания, на десятилетия была запущена мощная машина пропаганды, помноженная на потенциал национализированной промышленности.
26 июля, вторник, 19:30
Public-talk
Анастасия Нефедова
Художник по костюмам, дизайнер, художник-постановщик. Главный художник Электротеатра «Станиславский», лауреат премии «Золотая маска» 2016 года за костюмы к опере «Сверлийцы»
Поэзия открытого цвета. Работа над костюмами к оперному сериалу «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский»
Мир искусства, моды, театрального костюма по сей день восхищается и вдохновляется дерзостью и мощью идей и произведений, созданных художниками начала века в России. Обратившись в своей работе над костюмами к роману-опере Бориса Юхананова, повествующему о рождении и одновременной гибели параллельной сверлийской цивилизации, обнаруживаю в своем стремлении к лаконичной геометрической работе с открытыми цветами, минимализме материалов и поисках предельно острой формы для образов и персонажей этой оперного эпоса шести русских современных композиторов продолжение именно тех традиций, традиций русского авангарда, так удивительно и глубоко проникающих и на сегодняшнюю актуальную частоту человеческого сознания.
2 августа, вторник, 19:30
Лекция
Юлия Демиденко
Заместитель директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Новая одежда для нового мира: костюмы В. Татлина на фоне эпохи
В 1923-1924 годах в Петроградском Музее художественной культуры В.Е. Татлиным был предпринят уникальный опыт разработки нового типа повседневного бытового костюма, поддержанный производственниками — руководством треста «Ленинградодежда». Была ли в этом опыте в законченной форме воплощена модель новой конструктивистской эстетики, или же содержалась уступка времени с его разрухой и нехваткой самого необходимого?
9 августа, вторник, 19:30
Лекция
Тим Ильясов
Исследователь моды, журналист
Мода на авангард. Влияние художников-авангардистов на моду. От прозодежды к коллекциям Bosco.
Середина 2010-х ознаменовалась возвращением интереса к работам авангардных художников: в России были организованы несколько громких выставок, событий, снят десяток телепередач, и, наконец, как апофеоз в Bosco появляется коллекция спортивной одежды в авангардистском духе. Мы поговорим о влиянии авангардистов на моду, об экспериментах начала ХХ века, эхе авангардных тенденций в одежде 1960-х, о сегодняшних тенденциях и, наконец, о развитии «авангардного» тренда в обозримом будущем.
16 августа, вторник, 19:30
Лекция
Марина Блюмин
Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения
Соня Делоне и идеи симультанной живописи в моде XX-XXI вв.
Соня Делоне была выдающейся художницей XX века, которая стояла у истоков одного из самых интересных направлений искусства авангарда — симультанизма или орфизма. В то время как ее муж Робер Делоне создавал знаменитые симультанные картины, Соня Делоне те же идеи воплощала в текстиле и моде. Современные дизайнеры одежды постоянно обращаются к творческому наследию знаменитой художницы.
23 августа, вторник, 19:30
Лекция
Лариса Колесникова
Мода и стиль. Лиля Брик
Знаменитый кутюрье Ив Сен Лоран восхищался потрясающим вкусом и чувством стиля Лили Брик. В чем же заключалась тайна «музы русского авангарда»? Возможно, тайна Лили Брик заключалась именно в ее женственности. Она не могла жить без красивой одежды, сама придумывала платья. Время от времени она могла выезжать за границу, имея возможность узнавать последние тенденции моды. И вместе с тем Лиля Брик была практична в отношении своего стиля и внешнего облика.
25 августа, четверг, 19:30
Показ и обсуждение
Х/ф «Аэлита», реж. Яков Протазанов
Фильм представит: Татьяна Дашкова
Кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ
Вход на все мероприятия программы — бесплатный. Регистрация на сайте музея: www.jewish-museum.ru
В программу могут вноситься изменения. Проверяйте информацию на сайте музея www.jewish-museum.ru
При поддержке банка ВТБ и Благотворительного фонда «САФМАР»
Организационный партнер – ЦУМ
Партнер образовательный программы – журнал «Теория моды»
Контакты
- E-mail: ec@jewish-museum.ru
- Телефон: +7 (495) 645‑05‑50
- Наш адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущевского переулка)
- График работы: Понедельник — четверг, воскресенье: 12:00 – 22:00 / Суббота: 18:00 – 22:30 Пятница и еврейские праздники: выходные