Стипендия для студентов магистратуры: София Дубровская
Исследование сосредоточено на анализе советских критических текстов, посвященных творчеству Соломона Юдовина. Соломон (Шлойме-Занвл) Борисович Юдовин (1892–1954) был художником-графиком, исследователем еврейского народного искусства, прекрасно чувствовавшим движение исторической почвы под ногами. В графических работах он уделял внимание документальности изображаемого, а ключевой темой его творчества в 1920–1930-е годы был старый местечковый быт. Также Юдовин стремился задокументировать и ревитализировать еврейские народные мотивы и орнаментику, этот интерес нашел художественное выражение в издании графического альбома “Yidishe folks-ornament (Еврейский народный орнамент)” (1920).
Тем не менее, сначала в связи с государственным атеизмом, а затем с советской антисемитской кампанией, значительная часть биографии Юдовина, связанная с еврейской культурой, порастала эвфемизмами или вовсе становилась «фигурой умолчания». Исследование основных монографий с привлечением дополнительных текстов и материалов позволит не только восполнить значительные пробелы в творческой биографии мастера, но также проиллюстрировать на примере Юдовина, как историческая конъюнктура меняла способы высказывания о еврейском художнике, и, шире, как эволюционировала советская риторика о еврейской культуре в 1920–1960-е годы. Более того, выбранный исследовательский ракурс позволит написать несколько важных слов о самих критиках, тексты которых заслуживают дополнительного комментария. В частности, об Иеремии Иоффе, Эрихе Голлербахе, Григории Сорокине (Гирше Соркине) и пр.
Проект осуществляется при финансовой поддержке А.И. Клячина.
Тем не менее, сначала в связи с государственным атеизмом, а затем с советской антисемитской кампанией, значительная часть биографии Юдовина, связанная с еврейской культурой, порастала эвфемизмами или вовсе становилась «фигурой умолчания». Исследование основных монографий с привлечением дополнительных текстов и материалов позволит не только восполнить значительные пробелы в творческой биографии мастера, но также проиллюстрировать на примере Юдовина, как историческая конъюнктура меняла способы высказывания о еврейском художнике, и, шире, как эволюционировала советская риторика о еврейской культуре в 1920–1960-е годы. Более того, выбранный исследовательский ракурс позволит написать несколько важных слов о самих критиках, тексты которых заслуживают дополнительного комментария. В частности, об Иеремии Иоффе, Эрихе Голлербахе, Григории Сорокине (Гирше Соркине) и пр.
Проект осуществляется при финансовой поддержке А.И. Клячина.