Федеральный проект ориентирован на передачу сотрудникам образовательных организаций уникальных интерактивных технологий в области работы на тему гражданской идентичности детей и молодежи.
В 2015 году в соответствии с распоряжением Президента №79-рп «Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» получило поддержку проекта «Я – Россиянин»: обеспечение образовательных организаций интерактивными педагогическими технологиями формирования гражданской идентичности и патриотизма у подростков и молодежи».
Проект осуществлялся 12 месяцев с 14 августа 2015 года 31 июля 2016 года.
Проект направлен на содействие включению интерактивных методов формирования гражданской идентичности и гражданского патриотизма у подростков и молодежи в воспитательный процесс образовательных организаций. Целевой аудиторией проекта стали педагоги и специалисты – сотрудники образовательных организаций РФ в Москве (ЦФО), Санкт-Петербурге (СЗФО) и Казани (ПФО), а также в Оренбургской области и Калининграде (незапланированные изначально регионы выразили желание принять участие в проекте). Обучение проводилось на русском языке на базе местных организаций: тренера выезжали в школы и колледжи разных городов, проводили обучение на площадках партнёров, в том числе Дома дружбы народов Татартстана (Казань) и Высшей педагогической школы Всероссийского профсоюза образования (Санкт-Петербург).
В рамках проекта было разработано методическое пособие по передаче программы для 4-11 классов «Я – Россиянин» педагогам и специалистам (пособие включает методические разработки и 8 мини-фильмов) и проведено обучение для педагогов из вышеобозначенных регионов в рамках повышения квалификации по программе «Интерактивные методы формирования гражданской идентичности обучающихся «Я – Россиянин» (16 академических часов).
Всего было обучено 925 сотрудников образовательных организаций, тогда как изначально планировалось 540. Самое большое количество человек было обучено в Москве (319) и Санкт-Петербурге (285). Как тема, так и способ обучения по проекту показали себя актуальными и востребованными педагогическим сообществом разных регионов, поэтому в будущем году планируется расширение проекта.
Востребованность проекта оценивалась не только посредством наблюдений и через количество привлечённых участников, но и с помощью специально разработанных анкет, которые предлагались до начала обучения и по его завершении. Обучающимся предлагалось ответить на несколько теоретических вопросов по тематике социальной и гражданской идентичности, а в выходной анкете ещё и оценить, насколько они удовлетворены прошедшим обучением, было ли оно для них полезно. Выборочный анализ анкет по всем регионам показал, что:
- средний прирост знаний по теме проекта составил 13% - педагоги и специалисты стали в целом лучше разбираться в основах гражданской идентичности и способах её формирования у ребят;
- 99% педагогов отметили удовлетворённость формой и содержанием обучения - интерактивные методы, использующиеся в программе, демонстрировались прямо в ходе обучения наряду с методическим разбором;
- 95% педагогов признали, что обучение по проекту способно помочь им в решении их собственных педагогических задач. Многие сразу после обучения начали проводить занятия "Я - Россиянин" и даже присылали свои фотоотчёты.
- 95% педагогов обозначили, что обучение по проекту помогло им в развитии профессиональных компетенций. Дополнение компетентностной базы интерактивными приёмами и технологиями не только помогает сделать материал более привлекательным, доступным и запоминающимся для учеников, но и способствует профилактике выгорания: создавать и проводить интерактивные занятия гораздо интереснее самим педагогам.
Все педагоги, прошедшие обучение, получили доступ к файлам методического пакета, чтобы самостоятельно проводить занятия "Я - Россиянин" в своих образовательных организациях. Всем, кто выполнил зачётное задание, были выданы удостоверения установленного образца о повышении квалификации (всего выдано 772 удостоверений).
Методические разработки занятий и упражнений, которые педагоги создали в качестве зачётных заданий, были тщательно проанализированы и категоризированы. В результате 60 лучших разработок составили сборник «Интерактивные методы формирования гражданской идентичности».